Мы живем далеко не в золотой век тяжелого метала на мейджор-лейблах. Деньки, когда величайшие из новаторов по всему миру осваивали огромные бюджеты от крупнейших звукозаписывающих компаний, канули в лету. Даже несмотря на единичные исключения, самый что ни на есть современный метал, которому отсыпали от щедрот, стремится к жанровой непреклонности и предсказуемости, подталкивающей к вопросу: Неужели вообще нужны люди, чтобы сделать нечто подобное? Материал будто приходит с завода из безымянного и застойного городка, удобно продюсирующего пятерку однотипных команд, которые с трудом можно различить между собой, зато совершенно легко абсорбировать. Между тем, новые металлические записи, которые, могли стать шедеврами, вроде свежей пластинки «Children of the Night» TRIBULATION, приходят в основном от независимых коллективов. После трех десятилетий под эгидой Рика Рубина даже могучие SLAYER сбежали в независимость с предстоящим диском «Repentless».
Все последнее десятилетие LAMB OF GOD прорывались сквозь колючие бури. После подписания контракта с лейблом Epic Records, когда вышел альбом «Ashes of the Wake» (2004), группа казалась довольно регламентированной. Каждые два-три года они выпускали не меньше 10 новых треков с неплохим грувом и вспышками дэт-метала, украшенного тоннами гитарных звуков. Рэнди Блайт неистовствовал в должности банд-лидера, выступая гарантом громкого и неуемного звука. LAMB OF GOD постоянно поддразнивали слушателей, гуляя по тонкой грани экстремального жанра, и пытались укрепить свою репутацию с каждым релизом. Они будто чувствовали вину за свое элитное положение на лейбле Epic и пытались дюйм за дюймом отойти от статичной финансовой безопасности обратно к периферии. Эта ситуация достигла апогея с альбомом «Resolution» (2012), который бесцеремонно разбавил их сильные стороны, вобрав кучу посредственных хуков и банальных студийных уловок.
К нашему счастью, несмотря на напыщенную комбинацию из римских цифр и немецких слов в названии «VII: Sturm und Drang», седьмой лонгплей LAMB OF GOD, наконец-то, показывает удовлетворительное звучание. Казалось бы, у команды уже не осталось шансов повернуть время вспять, но Блайт и компания выдают отличные, в основном темповые номера с «чисто-вокальными» балладами по другую сторону, в которых достаточно тяжести для моша и праведного топанья. Все это чудесным образом объединилось в своеобразном шугейз-номере «Embers», который музыканты состряпали при посредничестве Чино Морено из DEFTONES.
«Sturm und Drang» усеян огромным количеством рефренов и драйва. Когда протяжный скрим Блайта пересекается с воющими усилителями в заглавном номере «Still Echoes», или когда «Delusion Pandemic» стреляет прямо посреди воинственного топота, группа как будто посылает к чертям всех и каждого, натерпевшись сторонних причуд. Не пытаясь быть слишком интересными или сложными, LAMB OF GOD сделали один из самых привлекательных альбомов за последние годы.
Одной из основ для вновь обретенной энергии стала трагедия. В 2012 году, спустя месяц после выхода пластинки «Resolution», чешская полиция арестовала Блайта в пражском аэропорту. Он провел пять недель в ожидании суда за непредумышленное убийство четырнадцатилетнего поклонника, но в итоге был оправдан по всем пунктам. Тем не менее, судебный процесс грозовым облаком навис над командой. В определенный момент LAMB OF GOD пересмотрели гастрольные планы и заговорили о длительном перерыве, однако вместо рефлексии все же собрались в студии и приступили к работе над парой треков, которые были связаны с заключением фронтмена и его довольно враждебным настроением в целом.
Очевидно, этот подход сработал: «Still Echoes» исследует историю нацистов в пражской тюрьме Pankrác Prison под аккомпанемент скрипучих гитар, бушующих в неуемном танце, будто нервные пальцы припадочного. Композиция великолепно описывает тюремный период Блайта без прямой отсылки к заключению, которое позволило ему осознать и принять все проблемы мира, как свои собственные. И хотя неугомонный «512» назван по имени камеры, где Блайт провел вышеназванные пять недель, лирика смотрит гораздо шире. Он говорит не от лица конкретного заключенного, а от лица их обобщенного делегата. «Руки окрашены в красный цвет/ Будущее черным-черно/ Я потерял себя и стал кем-то еще», — кричит он в одном из своих лучших припевов, сбрасывая большую часть вины на общество, которое создает своих собственных преступников. Подобные критические замечания есть в песне «Footprints», повествующей о деградации окружающей среды, и великолепном трэш-номере «Delusion Pandemic», обличающем интернет-культуру.
С лирическими темами про самоотверженность, нацистские зверства или лукавство СМИ, каждая песня «Sturm und Drang» кажется яркой вспышкой, подогреваемой чужими испытаниями или ошибками. Плотный, тонкий и минималистичный продакшн с жесткими гитарами и ритм-секцией придает этим текстам дополнительный шарм. Причудливые особенности talkbox-соло и политико-социальные комментарии в стиле Генри Роллинза лишь усиливают контраст, не отвлекая от хуков. Конечно, «Sturm und Drang» не станет поворотным пунктом для тяжелого метала, но послужит отличным напоминанием о том, насколько хорошо может звучать одна из самых больших команд, когда не пытается быть слишком важной. Теперь Блайт окончательно подтвердил свою свободу, которая на бумаге была прописана еще в 2013 году.
Купить альбом «VII: Sturm und Drang» на iTunes можно здесь.