Реакция на «Doubt» ошеломила Кристину Эсфандиари. В 2015 году композитор из Сан-Франциско, наконец, выпустила свой дебютный мини-альбом под именем KING WOMAN. Этот псевдоним уже использовался Кристиной в сторонних проектах, но теперь он впервые стал обозначать полноценную группу.
4-песенный сборник эксплуатировал набухающий дум с проблеском кантри как средство бунта против детства в культовой христианской общине. Но несмотря на странную звуковую палитру – где волны искажения и громкие барабаны соседствуют с дрейфующим голосом – альбом внезапно обрел последователей. Наряду с SLOWDIVE, SLEEP и, возможно, Лусиндой Уильямс, KING WOMAN стали одним из самых интересных коллективов десятилетия в жанре дум-метала.
Правда, «Doubt» достучался и до другой части аудитории – та самая религиозная публика, которую Эсфандиари критиковала в песнях и интервью, набросилась на нее. Вскоре она вышла в публичное пространство, подтверждая свои позиции и решение не отступать: «Это мой опыт. Это моя история. У меня не было права голоса слишком долго. Мне есть, что сказать».
Певица не намерена каяться и на новой пластинке «Created in the Image of Suffering» — наглом и блестящем полноформатнике KING WOMAN. Напротив, она удваивает разочарование и продолжает практиковаться в создании инвективы, которая подрывает религиозное рвение с помощью церковного же языка.
«Я хотела бы услышать, что прошлое не вернуть, — растворяется ее голос в грандиозном припеве «Worn». – Я чувствую себя поношенной, я нуждаюсь в избавлении». С помощью других участников группы, которые готовы разделить ответственность за написание песен, она находит собственный путь к избавлению от обреченности и попутно создает одну из самых мощных рок-записей юного года.
Но ничего не дается легко. Эсфандиари презирает веру в самолечение на «Deny», седлая мягким голосом жесткий рифф, столь же резкий, как серп жнеца. «Shame», тем временем, освещает экзистенциональный страх бывших коллег певицы по секте. Она задается вопросом, как они находят утешение в апокалиптических пророчествах и карательных прокламациях. Почему они находят убежище в мстительном образе мыслей. Меньше всего она волнуется о том, чему люди поклоняются, но ей интересно, как они поклоняются и как используют свои убеждения, чтобы запутать других людей.
На предыдущем альбоме KING WOMAN только учились говорить об этих проблемах с позиции группы, но «Created…» делает их настоящими миссионерами с воинственной ритм-секцией и рычащими гитарами. Все вместе они требуют ответов от общества самообмана.
Реальная сила молодого квартета становится неоспоримой на «Hierophant» — центральном номере диска. Эсфандиари складывает священный язык в серию богохульных призывов: «Если ты святая церковь, я хочу преклониться. Если ты священная книга, я — Иерофант». Она поет о людской похоти с помощью тех же навязчивых, фанатичных вокабул, которые евангелисты иногда используют при обращении к Богу. Это забавно, обольстительно и трагично одновременно, т.к. приходит из уст человека, который побывал на двух берегах.
Конечно, религиозная расплата не приносит ничего нового в жанр тяжелой музыки. Перевернутые кресты, ересь и самопознание через флагеллантство здесь существуют десятилетиями. Отличительной же частью «Created in the Image of Suffering» является обличительная манера, реальная и личностная не меньше, чем реальным и личностным был дельта-блюз, спиричуэлс или американский госпел.
Темнота – это не просто метафорический инструмент неповиновения и разочарованности – Эсфандиари действительно пережила ужасы, о которых поет.
И если есть центральное ядро на «Created in the Image of Suffering», то это понимание того, что добро и свет могут выйти из тьмы, пусть даже через целую вечность. Группа KING WOMAN обеспечила певице ее собственное спасение, ну а сама работа оказалась достаточно сильной, чтобы вдохновить других.