Можно с высокой степенью уверенности сказать, что HELHEIM остаются одними из самых недооцененных викингов на планете. Было не так уж много норвежских металлистов, столь эффектно продвигающих викинг/блэк в середине 90-х, и уж тем более практически не было коллективов, использующих в своей музыке трубу и варган. С каждым последующим релизом HELHEIM раздвигали границы жанра и в итоге выстроили свой собственный микрокосм, поддерживаемый результативностью и уважением к собственному наследию. После двадцати лет эволюции группа продолжает неустанный крестовых поход с восьмым релизом «raunijaR», но, как и прежде, строить преждевременные догадки бессмысленно.
В некотором роде дискография HELHEIM придерживается единой концепции, постоянно развиваясь в плане звучания и предлагая все новые фрагменты саги. «raunijaR» — не исключение. Например, очевидно, что вводный трек под названием «Helheim 9» представляет собой девятую партию путешествия, которое началось на мини-альбоме «Terrorveldet» (1999). Новый лонгплей также несет в себе завершение квадралогии «Åsgards Fall», зародившейся на одноименном сборнике «Åsgards Fall» (2010). Но все это лишь вспомогательные средства, посредством которых группа отдает дань уважения бэк-каталогу и одновременно завершает его прекрасным образом.
Построенная на чистой гитаре, песня «Helheim 9» предлагает исключительно мощный, но прозрачный дуэт оригинальных членов: вокалиста/басиста V’gandr и гитариста/вокалиста H’grimnir. И хотя на альбоме есть довольно резкие моменты, эти ребята действительно отточили свои ангельские голоса, попутно заполучив очередное оружие в свой творческий арсенал. Они буквально гоняются за чистотой, дуэтами и викинг-хорами на протяжении большей части «raunijaR» и доводят их до грандиозных масштабов в финальном номере «Odr». С привкусом ULVER на кончике языка, слоистые вокалы накладываются друг на друга снова и снова, прежде чем песня, наконец, уходит в скрипичное и фортепианное аутро. Понимая, что этот фокус с чистыми вокалами выделяется в сравнении с прошлыми альбомами, задающий темп заглавный трек содержит сегмент «кашля» (после довольно ядовитой вокальной манеры исполнения), как бы игриво высмеивающий новое направление.
Несмотря на эпитеты в адрес вышеназванных треков, наиболее волнующими являются композиции «Åsgards Fall III» «Åsgards Fall IV». Первая, открываясь великолепными акустическими переборами а-ля BRAND NEW SIN, через минуту переходит в тяжелое поклонение BATHORY с масштабным припевом, воинственным настроем, подчеркнуто грандиозными барабанами и горнами; «IV» продолжает настроение предшественника, но больше внимания уделяет вокальным дуэтам и еще глубже уходит к BATHORY и повышенной помезности: Первая половина песни выстраивается посредством ударных, которые окончательно замолкают на середине, чтобы уступить место риффам, позаимствованным от «мягкой» стороны IMMORTAL. Заканчивается трек крепким соло, хором, разговорным сегментом и потрясающей атмосферой.
Сильных сторон у пластинки достаточно, однако ложкой дегтя становится работа продюсера и инженера Эрбранда Ларсена (Herbrand Larsen), который привнес слишком много от своих соратников ENSLAVED в плане качества звука. Группа действительно шагнула за пределы зоны комфорта — если вообще когда-нибудь имела о ней представление — однако далеко не все работает, как хотелось бы. Несмотря на величие «raunijaR» в целом, песни «Åsgards Fall» и «Odr» слишком затянуты, а многие элементы выглядят лишними (в частности, панковский вокальный стиль в куплетах «III» и надуманная демонстрация гитарного мастерства в финале «IV»). Тем не менее, если отбросить эти придирки, HELHEIM продолжают убеждать в своем величии после двух полных десятилетий. «raunijaR» — просто другая страница в этой истории.