Когда речь заходит о переменах, которые случались с тем или иным коллективом в условиях довольно рамочного экстремального звука, FEAR FACTORY стоят особняком (как AC/DC и MOTÖRHEAD, к примеру). По мере приближения к 20-ой годовщине «кибер-метала» стоит задуматься, насколько часто они эксплуатировали темы технологического прогресса, искусственного интеллекта и мутации в своем творчестве. По иронии судьбы, та самая «эволюция», которую группа исторически воспевает, практически не наблюдается в их собственном каталоге, что должно быть очевидно даже для неандертальцев от мира тяжелой музыки.
Их дебютный альбом «Soul of the New Machine» (1992) был инновационным и захватывающим, поэтому вряд ли FEAR FACTORY можно винить за зацикленность на первоначальном шаблоне. Тем не менее, пластинку и правда заело. Это продолжалось, даже когда слепое следование формуле не приводило к достойному результату.
С такими мыслями мы подходим к лонгплею «Genexus» – десятому по счету сборнику стаккато, «машинального драмминга» и компьютеризованных звуковых эффектов, подкрепленных квази-дэт-выпадами и чистым пением (именно эта злосчастная комбинация привела в свое время к появлению порицаемого многими металкора).
Лонгплей открывает классический номер «Autonomous Combat System», плавно вписывающийся в структуру «Demanufacture». Это добротный трек, абсолютно лишенный сюрпризов, но когда кто-то вообще ждал от этой группы сюрпризов? Лучшим остается «Anodized» с его брутальной простотой и припевом выше среднего. Все это предсказуемо, вот только не стоит ждать на студийнике чего-то другого.
Через пару мелодий становится очевидно, что группа значительно ужесточила материал по сравнению с прошлым диском «The Industrialist» (2012). Мы можем продолжать упреки в адрес доходящего до смешного «самоплагиата», но они все еще крадут мелодии своих лучших времен. Как ни странно, это гораздо лучше, чем копировать поздние релизы, которые сами-то толком не работали. Именно это и предлагает остальная часть «Genexus» — злое путешествие по закоулкам памяти в ранний период «Demanufacture», потому что большинство новых песен близки в своей привлекательности к былому альбому. Более всего об этом говорит заглавный трек, снова и снова отсылающий в 1995. Конечно, это звучит в стиле «Zero Signal», но если быть предельно честным, это можно сказать обо всех песнях.
В тех редких случаях, когда они отклоняются от пресловутой формулы, музыка становится интересней. «Regenerate» уходит от тяжести в сторону чуть более коммерческой музыки. Песню нельзя считать лучшей, но она вполне дружелюбна для уха. Самым непривычным номером является финальный «Expiration Date». Почти девятиминутный трек в духе электронного готик-рока 80-х находится где-то между Гэри Ньюманом и HUMAN LEAGUE со слабым привкусом FAITH NO MORE. Это чертовски приятная перемена на альбоме, полном индустриальных решений, освежающая под конец лонгплея и позволяющая передохнуть после 40-минутной гонки Терминаторов.
Есть неизбежные сбои в системе: «Church of Execution», «Battle for Utopia» и «Protomech» (последнюю слегка спасает приличный припев). Здесь присутствуют универсальные проблемы FEAR FACTORY — песни, такие многословные и взаимозаменяемые, кажутся слишком утомительными. В 2015 году становится ясно, что группа самоизолировалась в фантастической криокапсуле на радость будущих поколений. Даже если большинство песен более-менее представительны сами по себе, подавляющее однообразие делает альбом непростым для прослушивания.
Теперь, когда с основными претензиями покончено, можно сказать, что вокал Бертона К. Белла чудо как хорош. Он весьма ограниченный вокалист, но его чистые припевы зачастую эффектны, да и грантинг звучит вполне приемлемо. Фирменные гитарные риффы Дино Казареса делают его идеальным примером «артиста одного хита». В наше время его даже можно назвать «артистом полу-хита», учитывая количество заимствований. Все его стаккато с легкостью могут перекочевать из одного номера в другой так, что мы даже не почувствуем разницу. Вообще, требуется титаническое усилие, чтобы не сказать больше про громадные самоповторы в этой рецензии. Это же относится к стоп-стартам и двойным барабанам Майка Хеллера. Это не Джин Хоглан, и его ритмические выпады через некоторое время становятся утомительными.
http://www.youtube.com/watch?v=RgVT1MjnXOg