Если MASTODON – это короли сладж-рока, то их бывшие гастрольные сотоварищи CLUTCH попросту шутники. С начала карьеры в 1991 году они заработали международную репутацию словесных героев стоунер-рока, пока фронтмен Нил Фэллон обзавелся славой одного из самых талантливых авторов рок-н-ролла. Аналогично BARONESS и LO-PAN, они не боятся засучить рукава и устроить грязный блюзовый джем, но группа делает это с мультяшным легкомыслием, чего не хватает их сверстникам, а это уже вводит в жанр столь необходимое чувство юмора.
«У меня есть большая роскошь. Я профессиональный лжец, суть рассказчик, — хвастался Фэллон. – Это единственный социально приемлемый способ обманывать людей; этого они хотят». Лжецы рассказывают лучшие сказки, тут сомневаться не стоит, но когда эта ложь упакована в плотные гитары, все становится гораздо лучше.
Там, где Брент Хайндс и компания предлагают вдохновленный эпик и обширные эксперименты, Фэллон и партнеры выдают буги и громкий хохот – и в руках четверки из Мэриленда этого более чем достаточно. Прошлый альбом CLUTCH «Earth Rocker» (2013) стал самым большим триумфом группы на сегодняшний день: игривый, иногда психоделический лонгплей не боялся забредать на территорию прогрессивного рока, став лучшим не только в карьере группы, но и вообще в современной тяжелой музыке.
«Psychic Warfare», записанный в Техасе и спродюсированный человеком по кличке Machine (который занимался «Earth Rocker» и 2004’s «Blast Tyrant»), не так успешен, и вместо развития прошлого потенциала предлагает блюзовый и пьянящий рок, соразмерный с ранним каталогом CLUTCH.
После невзрачного интро звучит одна из самых сильных песен группы на сегодняшний день: «X Ray Visions». Ода теориям заговора, наркотикам, сексу и гороскопам в одном лице содержит хриплый рефрен, смутную сай-фай-концепцию (вдохновленную романом «Мечтают ли андроиды об электроовцах?») и лучшую музыкальную «перекличку» со времен «Ballroom Blitz» SWEET. К тому же она претендует на звание лучшей хард-рок песни в принципе, поэтому жаль, что остальная часть альбома, за исключением «Firebirds!» — клона «Highway Star» DEEP PURPLE — не может захватить эту божественную энергию, несмотря на сказки Фэллона про сверхъестественную похоть («Sucker For The Witch»), месть Циклопа («Behold the Colossus»), обезглавленные тела и трехногих мутантов («Decapitation Blues»).
Возможно, всему виной обилие одного/трех/пяти аккордов или дефицит скоростных соло (кроме «Noble Savage», который с легкостью можно включать в Rock Band 4), но «Psychic Warfare» оседает в угловатом круиз-контроле «Sucker For The Witch»: дикие стихи украшены бестолковыми зарисовками Фэллона и подкреплены абсолютно не впечатляющей перкуссией Жан Поля Гастера и такой же игрой басиста Дэна Мейнса, которые по очереди проседают в казалось бы стадионном припеве.
Иногда CLUTCH с головой ныряют в техасский блюз, будь то «Our Lady of Electric Light» или «Son Of Virginia», но желанный бит приходит за счет потери динамики. Центральный (в буквальном смысле) номер «Doom Saloon» — вообще преступление.
CLUTCH работают лучше всего, когда приносят кулек панчлайнов и убийственных риффов, вылетающих на максимальной скорости. Альбом «Psychic Warfare», наоборот, демонстрирует более извилистое звучание и оказывается в тени предыдущих пластинок «Earth Rocker» и даже «Blast Tyrant». Тем не менее заразительный гогот, дурачество и музыкальная эйфория вам обеспечены – в мире такой высокомерной и суперсерьезной тяжелой музыки это стоит гораздо больше, чем можно предположить.