BATUSHKA – это польская блэк-метал-группа, все еще сохраняющая статус инкогнито, однако в скупом пресс-релизе отмечалось, что музыканты обладают довольно крепким бэкграундом. Официальной информации больше нет – лишь смутные предположения, которые сватают в проект то Адама «Нергала» Дарского (BEHEMOTH), то Бартоломея «Барта» Крысюка (HERMH, DOMINIUM, VADER). Польская независимая компания Witching Hour Productions, ответственная за релиз, в свою очередь, застыла с обещанием подробностей: 18 декабря на Facebook появилась информация о скором разглашении концертных планов BATUSHKA на 2016 год.
Опять же, такая таинственность играет музыкантам лишь на руку, особенно когда речь идет о различных формах экстремального метала (свежий тому пример – MYRKUR). Пусть мы не знаем участников BATUSHKA в лицо, их дебютный лонгплей «Litourgiya» сам по себе предлагает достаточно почвы для размышлений и если не обеспечивает катарсис, то уж точно обладает очень крепкой атмосферной составляющей.
Смешивая эпические и печальные мелодии с глубокими аккламациями и клерикальным «протяжным молением», некоторые песни напоминают творчество DEATH KARMA и ANIMUS MORTUS, однако едва ли вы слышали что-то подобное прежде. На пластинке «Litourgiya» этот «монашеский», старый как мир вокальный стиль, к которому обращались буквально все от ENSLAVED до более авангардных команд, играет важнейшую роль. Самое удивительное, что им удается нащупать свой собственный звук, перемежая одухотворенные проповеднические фрагменты традиционным визгом и крепкой инструментальной составляющей. Когда приходит череда последних, результат сравним с «Ad Majorem Sathanas Gloriam» GORGOROTH.
При всей динамике между тремоло-гитарой, экстремальными вокалами и глубоким церковным пением легко упустить один из главных элементов «Litourgiya» — ударные. Львиная доля энергии и музыкальной текучести берет начало именно здесь. Мастерские переходы между бластбитом, двойным бас-барабаном и осторожными ритмическими рисунками — это натуральная движущая сила и основа сборника.
Из восьми одноименных пронумерованных треков (так называемых ектений, т.е. молитвенных прошений) стоит выделить «III» и «IV», однако общий уровень музыки позволяет воспринимать альбом как единый опыт, полный красоты и эпика.
Что касается лирики: она переиначивает богослужебные тексты («Псалом 50», «Великая ектенья», «Молитва святому духу») так, будто они звучат от лица Господа: «Вот, истину возлюбил я в сердце, и премудрость свою явил тебе»; «Я царь утешитель, дух истины вездесущий и все исполняющий, я сокровище благ и жизни подаятель»; «Избавлю тебя от кровей, я Бог спасения твоего, возрадуется язык твой правде моей»; «Мне единому ты согрешил, слово мое истина». О большем говорить сложно без лирического листа, однако лично меня не покидает ощущение, что между проповедническими фрагментами и экстремальным вокалом присутствует некий диалог.
Но все это отходит на второй план, потому что в первую очередь BATUSHKA предлагают искренний артистизм в терминах музыки. «Litourgiya» — это брутальная, динамичная, благочестивая, атмосферная и пророческая работа. Это игра вашего воображения, где вы вольны представлять себе как тру-металлический джем в храмовных стенах, так и социальный комментарий или слепой поиск по-настоящему актуальной музыкальный формы. Как итог — если вам нравятся мелодичные и — тем паче — атмосферные работы в жанре блэк-метала, не стоит упускать из виду новый релиз BATUSHKA.