ОЦЕНКА: 8/10 10 марта 2017 timetorock
TINARIWEN, ELWAN

TINARIWEN

«ELWAN»
01. Tiwàyyen
02. Sastanàqqàm
03. Nizzagh Ijbal
04. Hayati
05. Ittus
06. Ténéré Tàqqàl
07. Imidiwàn N-Àkall-In
08. Talyat
09. Assàwt
10. Arhegh Ad Annàgh
11. Nànnuflày
12. Intro Flute Fog Edaghan
13. Fog Edaghàn

Представ перед западными слушателями еще в нулевых, артисты-туареги из ансамбля TINARIWEN сумели сохранить свой «пустынный блюз», меняя лишь некоторые элементы песенного искусства. Так, по большей части акустический альбом «Tassili» (2011) нес отпечаток американских инди-талантов, как то Кип Мэлоун (TV ON THE RADIO) и Нельс Клайн (WILCO), тогда как «Emmaar» (2014) содержал более фанковые аранжировки с участием Джоша Клингхоффера (RED HOT CHILI PEPPERS), Мэтта Суини и Сола Уильямса.

«Elwan» — это еще одна коллекция мелодий, объединяющих западноафриканские стили с американскими формами гитарной музыки. Альбом охватывает широкий диапазон настроений: от резкого, лихорадочного инструментала до более личных акустических начинаний — а продолжающиеся политические беспорядки на севере Мали, включая попытку исламистских боевиков запретить музыку группы, являются благодатной почвой для вдохновения и «космического пессимизма» в лирике.

На этот раз TINARIWEN объединяются с другими артистами более лаконично. Некогда член QUEENS OF THE STONE AGE Аллан Джохеннес привносит свою «сигарбокс-гитару» в подвижный общинный трек «Talyat», тогда как Курт Вайл гостит в стремительной открывашке «Tiwàyyen» и с первых нот привлекает внимание к своей персоне, однако настоящими звездами остаются воодушевленные вокалисты и их заразительные припевы.

В туманных тонах «Nànnuflày» гитара Вайла, напротив, практически не распознается, но эта фирменная романтизированная мечтательность его музыки оказывает сильное воздействие на всю группу, тем самым давая TINARIWEN совершенно новый образ мыслей. Ибрагим Аг Альхабиб, один из главных певцов и гитаристов команды, использует эту возможность, чтобы устроить более расслабленное представление, обрамленное вокалом в меньшей степени, чем обычно. Заключительные партии звучат хладнокровным баритоном Марка Ланегана, а это практически роскошь.

Естественно, основной костяк TINARIWEN не нуждается в помощи, когда речь идет о возвышенной музыке. На «Assàwt» акустические арпеджио иногда соединяются с электрической филигранностью, и это является зеркальным отражением того, как сольные вокалы переплетаются с хором. От этой возвышенности мелодия вольна развиваться в любом направлении, не утратив основы — будь то пропульсивная энергия рок-н-ролла «Sastanàqqàm» или этакая «мантрика шакти» «Ittus», поднимающая более глубокие темы «единства и сохранения традиций».

Мысль о том, что все сильные стороны TINARIWEN следует принять как нечто само собой разумеющееся, весьма соблазнительна. Опять же, их музыка играется легко и продуманно, и пусть «Elwan» нельзя назвать грандиозным стилистическим прорывом, альбому удается объединить ряд экспериментов таким образом, что он выделяется в общем каталоге коллектива. Переводы текстов доступны на сайте их лейбла, но дух каждой песни зачастую сильно коррелирует с выбранной манерой исполнения.

Цель музыки TINARIWEN не претерпела радикальных изменений, да и не должна была. Пройдя долгий путь от лагеря беженцев, где началось их путешествие, до текущего статуса мировых гастролеров, они способны добиться всеобщего одобрения.

Такие группы можно пересчитать по пальцам.

comments