Рецензия на альбом REFUSED «FREEDOM»

ОЦЕНКА: 5,5/10

Список песен: 01. Elektra
02. Old Friends / New War
03. Dawkins Christ
04. Françafrique
05. Thought Is Blood
06. War On The Palaces
07. Destroy The Man
08. 366
09. Servants Of Death
10. Useless Europeans

Когда REFUSED явили всему миру бессмертный и пламенный жанр с третьей пластинкой «The Shape of Punk to Come» в 1998 году, это напоминало крушение корабля пришельцев на планете Земля. Опус шведского квартета значительно опережал свое время, появившись в эпоху залитого солнцем ска (LESS THAN JAKE, THE MIGHTY MIGHTY BOSSTONES) и своевольных, почти студенческих, шумящих ведрами команд в духе EVE 6. Альбом склонялся к непримиримости, угрюмости и политическим мотивам, вступающим в противоречие с вибрациями того времени: он был слишком серьезен и претенциозен, являя собой глас вопиющего в пустыне. С годами репутация альбома росла, и в итоге его причислили к лику святых с широчайшим кругом почитателей, начиная от Стива Альбини и заканчивая Хейли Уильямс из PARAMORE.

С тех пор прошло 17 лет, но именно благодаря альбому «The Shape of Punk to Come» слава группы жила, вдохновив массу новых хардкорщиков и панков, включая THE DILLINGER ESCAPE PLAN и THE BLED. Молчание было нарушено в 2015 году (если не считать краткого реюнион-тура в 2012). Ко всеобщему удивлению, REFUSED выкарабкались из грязи, чтобы объявить о выходе лонгплея «Freedom».

«Жизнь движется, кое-что случается, некоторые вещи встают на свои места, и вот однажды вы находите друг друга за записью нового альбома в Лос-Анджелесе», — говорил недавно фронтмен Денис Люкссен в интервью Rolling Stone, озвучивая возвращение группы. С ходу становится понятно, что альбом «Freedom», в отличие от своего предшественника, бьет практически во всех направлениях.

Этот сознательный сдвиг предвосхищают пламенные гитары Юна Бреннстрёма, чьи математические риффы во многом способствовали популярности группы. С обилием мелодичных куплетов и хрустящих гитарных хуков альбом легко мог обосноваться на современных рок-станциях в одном списке с RAGE AGAINST THE MACHINE и MUSE, и подтверждением тому становится фанковый топот «Françafrique», шагающий по стопам RED HOT CHILI PEPPERS (в комплекте с детским хором а-ля «Aeroplane»), а также тугой девятый номер «Servants of Death», который напоминает еще свежий в памяти похотливый хит «Smooth Sailing» QUEENS OF THE STONE AGE.

Композиции «Elektra» и «366» — пара альбомных взносов известного поп-продюсера Шелбэка — выступают источником существенного противоречия. Некоторые поклонники могут взбеситься от одной лишь мысли, что герой Billboard приложился к творению REFUSED, однако учитывая интерпретаторские таланты коллектива, возможно все. Если они могут возродить дух джазового саксафониста Орнетта Коулмана в хардкор-манере, кто скажет, что они не могут управлять звуками Топ-10? Тем не менее, работа Шелбэка здесь напоминает неуклюжий пафосный микс повышенной четкости, которого можно было бы ожидать от Уилла Ипа или Мэтта Ланга. Композиции совершенно не выделяются. Альбом от начала и до конца кажется единообразным. Песни неотличимы. Довольно ироничный момент, учитывая, что продюсер является большим поклонником REFUSED, в своем время севшим за ударную установку под впечатлением от «The Shape of Punk to Come» (возможно, именно этот культ, слава Богам, удержал его от приглашения Бритни Спирс на подпевку).

Как и в ситуации с альбомом «The Shape of Punk to Come», текст «Freedom» сосредоточен на том, как группа осознает лицемерие и самодовольство, присущее европейской идентичности, а также на том, как это самодовольство ведет к смерти, загниванию и развалу. Люкссен играет роль общественно-политического крикуна, с удовольствием разбрасываясь еретическими образами направо и налево. Например, «Elektra» открывается с ужасных образов неистового увековечивания трупов, а «Old Friends/ New War» запечатлел бытие Люкссена внутри «пламенного столетия». Конечно, есть еще неуклюжая стадионная распевка «Murder, Murder, Murder, Murder, Murder, Murder, Kill, Kill, Kill!» в композиции «Françafrique» — искомые девять слов на полях школьной тетради девятиклассника.

Обилие крови и выпотрошенных кишок сначала кажется немного резким, но к концу альбома лирика становится безразлична. Можно утверждать, что это настойчивое упражнение призвано уменьшить чувствительность слушателя к насилию в музыке, но выходит уж слишком затянуто. От строчек «Go back to sleep» в песне «Useless Europeans» до призывов «Kill the Man» и беспорядочного атеистического восклицания «Praise the Lord/God Is Dead!» в песне «Dawkins Christ», лирика «Freedom» выглядит подростковой поэзией TOOL, которые на ранних этапах вдохновлялись работами Хомского и комика Билли Хикса. По сравнению с этим позорная строчка «У меня разногласия с капитализмом, так что пора устроить ПОГРОООМ» с прошлого альбома «The Shape of Punk to Come» достойна Пулитцеровской премии.

Самая большая проблема здесь связана со слушателями, которые, подобно вам и мне, затаили дыхание в надежде получить что-то хотя бы отдаленно соответствующее «The Shape of Punk to Come». REFUSED называют это «ностальгическим кругом» (nostalgia circuit) и отказываются терпеть подобное, потому что именно от этого они старались оградиться и этому противостояли, когда только начинали свой путь.

«Работа с кем-то вроде Шэллбека – это отличный способ сказать: «Нам решать, что делать с этой группой», — отбрыкивались музыканты. Иными словам, послали нас на три буквы. Никаких претензий: REFUSED никогда не пресмыкались перед общественным мнением, только извращали его, и когда эта враждебная парадигма сдвигается, «Freedom» раскрывает некоторые формы мятежного духа «The Shape of Punk to Come». Но даже под предлогом ироничной конфеты для уха, этот побег в сторону банального современного рока доказывает в конечном итоге, что группа хоть и не провалилась, но и не принесла удовлетворения. Нет, REFUSED пока не мертвы, но альбом «Freedom» не выглядит безоговорочным опровержением этого заявления.

Напиши, что думаешь