Роджер Долтри: «Я хочу, чтобы мы остановились на вершине карьеры»

Солист THE WHO рассказал о последнем туре и возможности акустических концертов в будущем

На этой неделе THE WHO открыли финальный тур, но буквально за несколько дней до его начала вокалист Роджер Долтри объяснил в интервью Rolling Stone, почему это начало конца. «Я не сомневаюсь, что это последний большой тур, который мы сыграем, — говорит Роджер. – Нужно быть реалистами. Я хочу остановиться на вершине нашей карьеры, когда мы еще способны делать свое дело на высоком уровне. Все действительно сводится к качеству музыки».

С момента реформирования THE WHO в 1989 году все туры были сосредоточены либо на избранных хитах, либо на полноформатных альбомах, как это было в случае с «Tommy and Quadrophenia». «У нас есть песни, которые мы просто обязаны сыграть, иначе 90% нашей аудитории будут разочарованы, — добавляет певец. – Но иногда мы выдаем несколько неочевидных треков, чтобы порадовать хардкорных фанатов».


Как проходят репетиции?
Отлично. Но я не имею в виду, что мы не знаем своих песен! Я говорю о том, что группа удивительно свежа, как в былые времена. Есть что-то в старых музыкантах с хорошей музыкой. Зрелость кое-что дает. Конечно, мы теряем юношескую энергию, но обзаводимся мудростью.

Вы собираетесь провести следующий год, путешествуя по миру и играя кучу концертов. Насколько вы готовы физически?
Мы просто принимаем удары, потому что с этим ничего не поделать. Я стараюсь держать голос в лучшей форме. Нужно просто надеяться, что тело выдержит. Шоу радуют. Мы играем легко, но платим за путешествия – это немного изнурительно. К тому же после 50 лет в дороге с хитами и альбомами становится еще больше одиночества. Мы вдали от своих семей. Каждую ночь мы засыпаем в разных постелях. Кости не привыкли к таким тяготам!

Вы беспокоитесь за свой голос?
О, мой голос отлично себя чувствует. Мне повезло однажды встретить гения Стивена Зейтелса (Dr. Steven Zeitels) в Бостоне. Мои голосовые связки стали лучше, чем когда-либо! Мне действительно нравится выступать. Я будто наблюдаю в телескоп наш скорый конец. Это приносит мне море радости, потому что каждое шоу может стать последним. Раньше я всегда старался петь, как в первый раз, но теперь я пою будто финальный номер.

Наверное, теперь вы стали эмоциональней обычного?
Так и есть. Здорово видеть аудиторию, которая восходит к нашим оригинальным поклонникам – это их внуки и дети. Когда мы начинали, вокруг были одни подростки, а теперь в толпе есть восьмилетние и восьмидесятилетние. Я горжусь этим. Мы всегда считали, что музыка способна объединять людей, но подобная демография была немыслима 50 лет назад.

Кто придумал вернуть «A Quick One, While He’s Away» обратно в сет-лист после стольких лет?
Мы годами хотели этого. Важно понимать, что музыка THE WHO пришла из ниоткуда, в отличие от многих великих команд вроде ROLLING STONES или Эрика Клэптона. Они начинали с традиций, которые вводил Би Би Кинг, Чак Берри и прочие блюзмены. Но THE WHO прошли невероятный музыкальный путь с 1966 по 1978 годы, когда умер Кит Мун. Это было огромное музыкальное путешествие. А что касается мини-оперы «A Quick One, While He’s Away» — она так свежа. В 1966 году это было новаторским – восьмиминутный рассказ, который заставляет вас смеяться и плакать.

https://www.youtube.com/watch?v=Ga2ZSprx1co

Стало ли это вызовом для вас, репетировать нечто настолько сложное для тура?
Было крайне весело! Это заставляет вас улыбаться. Когда строчка доходит до «You are forgiven», за дело берется наша теперешняя группа, которая поет бэк-вокалы. В раннем звучании THE WHO бэк-вокалы были важны. Ими пренебрегали в течение многих лет. Сначала мы лишились голоса Джона Энтвисла, а потом умер Кит. Бэк-вокалу досталось, но теперь мы вернули его обратно. Это дает огромное изменение в звуке. Многие ли пользуются бэк-вокалами в своей карьере? Мы, да THE BEACH BOYS. Это так поднимает настрой. Человеческий голос является самым вдохновляющим инструментом.

Я был взбудоражен вашим номером «I Can See For Miles».
Опять же, он построен на бэк-вокале. В конце песни есть шесть гармоний. Это безумие.

Просматривая сет-листы, я заметил, что ты практически не играл «My Generation» на ранних концертах.
Мы вернули эту песню. У нас куча таких песен. Мы впервые играем «Slip Kid», хотя немного поправили темп – теперь он не такой грязный. Конечно, люди из США знают ее, как песню из сериала «Сыны Анархии». Они начинают забывать, что это THE WHO.

Весь альбом «Who By Numbers» великолепен, но большинство этих песен практически не играли вживую.
Я хочу поговорить с Питом об этом. Я хотел бы исполнить «How Many Friends», но только не под копирку с записи. Я хочу сыграть ее как человек, которым являюсь сейчас. Она поется полуфальцетом, очень высоко. Лирика действительно интересная, и я хочу спеть ее как 71-летний вокалист. Может получиться очень интересно. Конечно, не факт, что мы сделаем из нее гимн. Вероятно, это будет просто акустический трек с Питом и мной.

Есть еще редкие композиции, которые вы хотите возродить?
Я уверен, что сет-лист будет меняться по мере развития тура. Но нам еще нужно уложиться по времени. Наши шоу длятся около 2 часов 45 минут. Многие слушатели говорят, что это слишком долго, особенно когда дело касается комендантского часа и прочих проблем. К тому же из-за лишней нагрузки мы однажды можем поплатиться, поэтому пытаемся сократить время до двух часов с четвертью. По контракту мы должны всего 90 минут, но это было бы обманом. Мы никогда не играли 90-минутных концертов, если этого не требовал комендантский час.

Кто в действительности пишет сет-лист?
В основном, я. Но я уже запутался в формулах [смеется]. Если поставить песню в неправильное время, есть риск сбить настроение. Это не разочарует аудиторию, но выведет ее из равновесия.

Вы чувствуете себя на 71 год?
Да, но стоит закрыть глаза – и мне уже 21. Я стараюсь избегать зеркал. Надеюсь, что стал мудрее. Надеюсь, что стал чуть менее высокомерным. Конечно, ощущается все по-разному, но жизнь приносит радость. Я понимаю, что мне досталась жизнь, полная привилегий, благодаря музыке и поддержке поклонников. Я прекрасно это понимаю.

Пит говорит, что вы стали ближе, чем когда-либо. Разделяете его чувства?
Да, конечно. После бурной молодости мы столкнулись с проблемами среднего возраста и потеряли близких людей. Однажды просто пришло понимание, что мы глубоко любим друг друга. Мы как братья. Так ведь во всех семьях, не так ли? В эту минуту вы их любите, а через миг едва можете выносить. Но только вам почудится, что они вас бросили, как вы слышите стук в дверь.

Изменилась ли динамика между вами после потери Джона?
Да. Мы поняли, что тоже не вечны. Мир перевернулся с ног на голову. Ужасные, шокирующие события 9/11 потрясли весь мир. И в следующем году, после смерти Джона, мы осознали свою смертность. Если бы мы во что-то и верили, то в силу музыки, которая объединяет людей. Если и стоит вообще гастролировать – то это достаточно веская причина.

По контракту вы должны сыграть 54 концерта в этом году. Есть вероятность того, что тур выйдет за рамки этого графика?
Если люди захотят добавки, а мы по-прежнему будем себя прекрасно чувствовать, то можно сделать еще несколько шоу, но не слишком много. Все может растянуться на пару лет. Еще я знаю, что Пит хочет сделать альбом.

На каком этапе работа?
Он пока просто говорит об этом. Я слышал пару отличных треков. Есть материал, который мы можем сделать в будущем, но такого тура уже не будет. Эта глава нашей карьеры будет закрыта, но, может быть, откроется пара новых дверей. Пит невероятно яркий музыкант. Временами мне видятся наши акустические концерты.

Акустика только с вашим дуэтом может оказаться удивительной.
В таком случае не нужен будет тур. Мы просто проведем несколько недель в Нью-Йорке. Это даже не гастроли. Наслаждение. Каждый вечер идешь домой. Будто цивилизованный человек.


https://www.youtube.com/watch?v=594WLzzb3JI

Напиши, что думаешь