Рецензия на альбом SEPULTURA «MACHINE MESSIAH»

ОЦЕНКА: 6/10

Список песен: 01. Machine Messiah
02. I Am The Enemy
03. Phantom Self
04. Alethea
05. Iceberg Dances
06. Sworn Oath
07. Resistant Parasites
08. Silent Violence
09. Vandals Nest
10. Cyber God

SEPULTURA, Machine Messiah

Когда обаятельный и дилетантский дебют SEPULTURA «Bestial Devastation» увидел свет в 1985 году, невозможно было и помыслить о том, что группа прославится в родной Бразилии, не говоря уже о славе на международной арене. Однако за последующие пять лет все изменилось. В начале своей карьеры зацикленные на европейских кумирах и американских идолах, таких как METALLICA, CELTIC FROST и KREATOR, к 1993 году бразильские новички разработали собственный звук и оставили прочный след в тяжелой музыке с пластинкой «Chaos AD», которая демонстрировала уникальное слияние тяжести и латиноамериканских ритмов.

На этом SEPULTURA не остановились. Через пару лет вышел «Roots» — плотный, тяжелый, подвижный и даже прогрессивный альбом, сдобренный мощной бразильской перкуссией и эстетикой коренных народов Шаванте.

В этот момент, когда популярность группы зашкаливала, фронтмен Макс Кавалера решил оставить проект. Это событие еще долгие годы будет предметом спекуляций музыкальных изданий, но справедливо сказать, что за минувшие двадцать лет певец практически не продвинулся от первоначальной концепции «Roots» — союза экзотики и свирепых риффов – со своим собственным проектом SOULFLY. При этом SEPULTURA – державшие брата Макса Игора Кавалеру за ударной установкой еще целое десятилетие – никогда не останавливались в погоне за новыми звуками, хорошо это или плохо.

Но если уход Макса был ударом скорее имиджевым, отсутствие Игора куда ощутимее. На записи двух последних альбомов установку занимал более технический опытный Элой Касагранде. Бразилец по происхождению, этот 20-летний (на тот момент) вундеркинд отлично вписывался в каденции SEPULTURA, но его умопомрачительные удары лишь подчеркивали отсутствие химии, которая была между Игором Кавалерой и гитаристом Андреасом Киссером. Тем не менее, он подарил SEPULTURA необходимый импульс. Его невозможно винить за то, что энергия «Machine Messiah» периодически проседает.

С самого начала карьеры SEPULTURA прошла мириады штампов. Некоторые альбомы придерживались единого подхода (1989’s «Beneath the Remains», 2009’s «A-Lex»), другие постоянно дергали коробку передач («Roots», 2001’s «Nation»). «Machine Messiah» относится к последним, и при этом размывает границу между металом и обычным «хард-роком» сильнее, чем любая работа в каталоге коллектива. SEPULTURA и раньше замедляли свой темп, но этот процесс казался податливым. На сей раз «разнообразие» является скорее бесцельным блужданием, чем исследовательским стремлением.

Инструментал «Iceberg Dances», например, начинается с банального трэша и гитарного шреддинга, который стоило бы приберечь для обучающих видео. Андреас Киссер, который всегда обладал несравненным чувством и вкусом в вопросах звука, возможно, впервые позволяет музыке отойти на второй план. За этими простенькими секциями, вдохновленными классикой, логично было бы увидеть Ингви Мальмстина или Пола Гилберта, но никак не SEPULTURA. Песня движется вперед лишь по инерции, и даже орган в стиле буги – своеобразный кивок в адрес покойного клавишника DEEP PURPLE Джона Лорда – не добавляет очарования. Затем Киссер все же выдает свои «неприкасаемые» звуки, пока Касагранде обращается к латинской перкуссии.

Смеха ради, «Iceberg Dances» было бы интересно увидеть вживую, но трек не может склеить прорехи «Machine Messiah». Даже наоборот, он разрушает мрачное настроение альбома и подталкивает к мысли, что SEPULTURA не определились, на кого они хотят походить в этот раз.

Однако не все песни попирают прошлое. Оказывается, запись вообще не должна быть изобретательной, чтобы пробудить интерес. Так, «Phantom Self» вплетает скрипку и тунисские мелодии в ритмы бразильской маракаты, «I Am the Enemy» эксплуатирует привычный хардкор, звучавший дюжину раз с 1993 года, а упрощенно извилистый рифф «Resistant Parasites», который прекрасно вписался бы в демагогию Бивиса и Баттхеда, пожалуй, является самым убедительным и зловещим среди треклиста.

Подобно своему предшественнику «The Mediator Between Head and Hands Must Be the Heart», в лирическом плане «Machine Messiah» напоминает об угрозах, которые несет технологический век. Когда вокалист Деррик Грин поет «Ты человек» на излете «I Am the Enemy», в голосе чувствуется неподдельная мольба. К его чести, он является самой производительной частью альбома. Позаимствовав из своего арсенала лай, визг и рычание, он достигает высот, достойных философских основ этой музыки.

На протяжении большей части «Machine Messiah» ощутима тревога, и по мере того, как человечество приближается к точке, где машины станут узурпаторами, будет полезно услышать посыл SEPULTURA. Тем не менее, это редкий альбом группы, в котором музыкальные вибрации не соответствуют заявленным темам.

Остается лишь надеяться на то, что они будут защищать свое наследие столь же рьяно, как и будущее человечества, потому что метал как жанр становится богаче, когда ветераны вроде SEPULTURA работают на пике своих возможностей.

Напиши, что думаешь