Продюсер BEATLES Джордж Мартин умер в возрасте 90 лет

«Спасибо за вашу любовь и доброту», - написал Ринго Старр в память о пятом участнике легендарной группы

Джордж Мартин

Джордж Мартин (George Martin), который спродюсировал большую часть классического каталога THE BEATLES, умер в возрасте 90 лет. Причина смерти пока не объявлена.

Ринго Старр поделился новостью в Twitter во вторник вечером: «Боже, храни Джорджа Мартина. Любви и мира Джуди и его семье. Мы будем скучать». В другом сообщении, которое сопровождалось совместным фото Мартина и участников THE BEATLES, ударник добавил: «Спасибо за вашу любовь и доброту».

На протяжении десятилетий многие претендовали на звание «пятого битла», однако лишь один человек мог действительно соответствовать этому званию.

Джордж Мартин не просто подписал первый контракт с группой в 1962 году, но и продолжал активно работать с музыкантами над подавляющим числом мелодий, которые они выпустили в течение следующих восьми лет, начиная от первого синга «Love Me Do» и заканчивая величественным набором «Abbey Road» (1969).

«Джордж Мартин определил наше студийное существование, — говорил Джон Леннон в 1971 году. – Он помог нам разработать язык для общения с другими музыкантами».

Мартин родился 3 января 1926 года в лондонском районе Хайбери. С юных лет он освоил фортепиано, а в 1943 году поступил на службу в военно-морскую авиацию Королевского флота. После Второй мировой войны он работал в отделе классической музыки на BBC, а затем перебрался в штат одной из крупнейших звукозаписывающих компаний EMI (Electric and Music Industries), где большую часть времени проводил с британскими комиками вроде Питера Селлерса, Дадли Мура и Бернарда Криббинса.

Мартин встретил THE BEATLES в начале 1962 года. К тому времени они стали культовыми в отдельных районах Англии, но ливерпульская четверка все еще не могла подписать контракт. Менеджер группы Брайан Эпштейн обратился к продюсеру, который на тот момент работал в EMI Records, и буквально всучил ему демо-запись. «Запись, мягко говоря, не была нокаутирующей, — писал Мартин в 1979 году в своих мемуарах «All You Need Is Ears». – Я прекрасно понимал, почему все отказывали им. Но было что-то необычное в их звучании, какая-то шероховатость, которой я не встречал раньше. Еще бросался в глаза тот факт, что поет несколько человек».

Он пригласил THE BEATLES в студию Abbey Road 6 июня 1962 года для тестовой сессии. Группа была вне себя от радости, когда, наконец, получила возможность записать свой материал, который на тот момент включал «Love Me Do» и «P.S. I Love You». Между зрелым Мартином и грязными молодыми ребятами ощущался явный культурный разрыв. Когда продюсер спросил членов THE BEATLES, есть ли какие-то проблемы, Джордж Харрисон выпалил: «Дла начала, твой галстук».

Тем не менее, они уважали Мартина и прислушивались к нему. Когда он предположил, что барабанщик Пит Бест не справляется, группа согласилась его уволить.

Несколько недель спустя Мартин предложил THE BEATLES первый контракт, и они вернулись с новым ударником Ринго Старром, чтобы записать «Love Me Do», но Мартин не стал искушать судьбу и вручил Ринго бубен, тогда как за барабанную установку сел сессионщик Энди Уайт. Когда стало ясно, что Ринго очень остро реагирует на это, в следующем дубле ему разрешили сыграть.

В итоге вышли обе версии трека.

После успеха «Love Me Do» Мартин чувствовал давление, записывая полноформатный альбом THE BEATLES, однако с этого момента он стал их регулярным продюсером. «Казалось, у них бездонный колодец песен, — сказал Мартин однажды. – Люди спрашивали меня, кто вырыл этот колодец. Кто знает?».

Джордж Мартин

THE BEATLES записали свой дебютный альбом «Please Please Me» (1963) в течение одного февральского дня, но когда музыка со временем усложнилась, сессии стали более продолжительными. На раннем этапе вклад Мартина был незначительным, однако с песней «Yesterday» в 1965 году он оставил неизгладимый след в их каталоге, добавив оркестровые элементы. Еще глубже этот подход раскрылся в следующем году.

«Мое внимание [к струнным на «Eleanor Rigby»] было продиктовано Бернардом Херрманном и его саундтреком для фильма «Psycho», — говорил Мартин в интервью 2012 года. – Он умел сделать звук скрипки очень ожесточенным. Это вдохновило меня добавить мощные короткие струнные ноты, придававшие песне необходимый заряд».

В некоторых песнях Мартин играл самостоятельно, включая пианино для «In My Life». «Я не мог играть на пианино с необходимой скоростью, — говорил продюсер в том же 2012 году. – Я не был хорошим пианистом, который действительно мог бы это сделать. Однажды ночью с самостоятельно сыграл ноты в два раза медленнее, но на октаву ниже, а затем записал это на скорости 15 дюймов в секунду. Запустив ленту на скорости 30 д/с, ноты звучали на правильной скорости и в правильной октаве».

Возраст Мартина и культурный разрыв с участниками команды стали преимуществом, когда музыка THE BEATLES окунулась в психоделию. «Наркотики, безусловно, повлияли на музыку, — говорил Мартин. – Но это не влияло на производство записей, которыми я занимался… Я воспринимал это скорее как картины Сальвадора Дали. Не думаю, что причина кроется в наркотиках. Мне казалось, что они пробуют импрессионизм».

Одним из важнейших вкладов Мартина являются многослойные фрагменты «Sgt. Pepper Lonely Hearts Club Band», записанные с помощью четырехтрекового рекордера. «Я чувствовал, что этот альбом способен перевести THE BEATLES из разряда обычной рок-группы в команду, которая внесет значительный вклад в историю музыкального выступления, — пишет Мартин в своих мемуарах. – после этого искусство записи изменилось навсегда; это была качественно новая форма, как скульптура в музыке».

С началом работы над «Let It Be» в 1969 году группа отважилась на перемены. «Они собирались попробовать что-то противоположное классическому продюсированию, — говорил Мартин в 1976 году. – Джон сказал: «Я не хочу никаких производственных уловок». Сессии были чрезвычайно трудоемкими, и в итоге команда вручила ленты Филу Спектору. «Я бы в шоке, когда Фил нагромоздил хор, пышные струнные и арфы,. Я думал, мы ушли от этого. Я был несчастлив и не хотел дальше работать».

Тем не менее, THE BEATLES позвали его обратно, чтобы записать «Abbey Road». «Они сказали: «Давай попробуем вернуться в прежние времена. Ты запишешь следующий альбом для нас?». Мы были очень дружны и дружелюбны. Мы действительно старались работать вместе», — вспоминал Мартин.

Единственная проблема заключалась в том, что Маккартни нравилась идея поп-симфонии, тогда как Леннон тяготел к более традиционной коллекции песен.

«Это был компромисс, — говорил Мартин. – Первая сторона стала коллекцией отдельных песен, а вторая демонстрировала непрерывное представление».

В 70-х постоянно говорили о воссоединении THE BEATLES, но Мартин никогда не считал, что это хорошая идея. «Для них было бы ужасной ошибкой вернуться в студию, — сказал он в 1976 году. — THE BEATLES существовали несколько лет назад; сейчас ничего нет, и если четверо ребят вернуться вместе, THE BEATLES уже не будет».

Мартин продолжал работать над отдельными проектами ливерпульской четверки, включая хит Маккартни «Live and Let Die» и его сольные пластинки «Tug of War», «Pipes of Peace» и «Give My Regards to Broad Street», а также альбом Ринго Старра «Sentimental Journey» (1970). Мартин также курировал саундтрек фильма «Sgt. Pepper Lonely Heart’s Club Band» (1978), коллекцию «The Beatles Anthology» (1995) и альбом «Love» (2006).

И хотя его имя всегда будет связано с легендарными рокерами, за свою карьеру Мартин спродюсировал альбомы для GERRY AND THE PACEMAKERS, Кенни Роджерса, CHEAP TRICK, Джеффа Бека, Селин Дион и многих других артистов. В 1997 году он занимался новой версией «Candle in the Wind» Элтона Джона, которая вышла в честь покойной принцессы Дианы – сингл стал самым продаваемым на все времена.

В конце 90-х годов работоспособность Мартина стала сходить на нет. К этому моменту его сын Джайлз уже оказывал ему посильную помощь — вместе они работали над проектом «Love», перемешивая песни THE BEATLES и превращая их в нечто новое.

В 2011 году Мартин с теплотой оглядывался на прошлые времена:

«Думаю, они настолько великолепны, что будут с нами в течение нескольких поколений, — сказал он. – Они грандиозные музыканты и великие авторы, как Гершвин, Роджерс или Хаммерштейн. Они уже стали историей, и THE BEATLES тоже. Они будут с нами даже через 100 лет. Но меня там уже не будет».

Напиши, что думаешь